Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Галерея изображений

МЕДИАЦИЯ – переговоры между конфликтующими сторонами  с участием посредника – медиатора – с целью поиска решения, удовлетворяющего обе стороны.

Цель службы медиации: Оперативное реагирование на конфликты внутри МБОУ СОШ №8 между участниками образовательных отношений на основе сотрудничества и ориентирована на процесс коммуникации (восстановительная медиация).

Задачи:

  • проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов внутри учреждения, результатом которых является как преодоление враждебности между сторонами, так и участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации;
  • ведение мониторинга и сбор статистики по поступившим запросам и проведенным медиациям.
  • помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
  • организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах и технологии программы восстановительной медиации.

Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в школе и сохранения доброжелательных отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

 

Зачем медиация нужна родителям?

   Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей  от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.

Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

   В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях  помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Ожидаемым результатом деятельности службы  медиации выступают:

  • Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.
  • Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  • Профилактика дезадаптации.

Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.

Одним из основных принципов восстановительного подхода является принцип ответственности за разрешение ситуации самих ее участников. При разрешении конфликтной ситуации посредством медиации ответственность за ее разрешение предоставляется сторонам. В результате  конфликтующие стороны  учатся сами, опираясь на помощь и поддержку медиатора и, возможно, присутствующих на встрече людей из их ближайшего окружения, находить конструктивное решение, заглаживать причиненный их поступками вред, восстанавливать нарушенные отношения и связи. Таким образом, акцент в разрешении конфликтных ситуаций смещается с разрешения этих ситуаций взрослыми за воспитанниками административным путем, либо посредством направления его к психологу, либо с помощью передачи ответственности за конфликт родителям в сторону разрешения их самими обучающимися.

Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

Поскольку именно взрослые, в том числе педагоги, формируют у обучающихся модель поведения и разрешения конфликтов в ОУ, важно, чтобы взрослые осознанно поддерживали инициативу воспитанников  и участвовали вместе с ними в построении новой традиции реагирования на сложные ситуации в школьном коллективе. Служба медиации, опирающаяся в своей деятельности на принципы восстановительного подхода, и поддерживающие ее взрослые являются важнейшей частью школьного сообщества, проводниками новой традиции медиации.

Профилактика конфликтных ситуаций и дезадаптации.

Чаще всего конфликт – последнее звено в цепочке предыдущих ситуаций, которые не были эффективно разрешены, и которым не было уделено достаточного внимания. Служба примирения работает не только реактивно (лишь в ответ на правонарушение и конфликт), но и активно, реагируя на напряженность и взаимонепонимание в коллективе. Восстановительный подход к разрешению конфликтных ситуаций, реализуемый службой медиации в форме специальных программ, дает возможность всем участникам  образовательного процесса  освоить конструктивное, ответственное поведение в конфликтных ситуациях и способы конструктивного разрешения конфликтов. Итогом каждой завершенной программы примирения является принятие ответственности за конфликт всеми участниками конфликтной ситуации и восстановление разрушенных отношений между ними.

У педагогов, прошедших обучение медиации в полном объеме, повышается уровень коммуникативной грамотности и расширяется репертуар способов поведения в конфликтных ситуациях. Таким образом, в ОУ создается сообщество, всем своим поведением транслирующих конструктивные способы социализации, а также помогающих другим освоить способы, позитивно влияющие на психологический климат в ОУ.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы медиации

Правовой основой создания и деятельности служб медиации является: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д. При создании службы медиации правомерно ориентироваться на ст. 27 п.2 указанного закона определяющую, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (…методические и учебно-методические подразделения,… психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней воспитанников, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)». То есть служба медиации может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации.

В 273-ФЗ в статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». «Служба школьной медиации» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения, но по некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга 8 с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, что должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участи- ем посредника (процедуре медиации)» Согласно пункту 2 «настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений». Член Независимого экспертно-правового совета, профессор кафедры Судебной власти и организации правосудия НИУ «Высшая школа экономики», федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РСФСР С.А.Пашин провел экспертизу данного закона и показал, что он не распространяется на повседневную деятельность служб примирения и не запрещает проводить в них медиацию. Поэтому в образовательных организациях регулирование деятельности медиаторов и служб медиации осуществляется на основании других законов. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.№1662 — р (действующая редакция от 08.08.2009 № 1121-р), в которой одним из приоритетных направлений раз- вития социальных институтов и социальной политики государства определяется «формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, …, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур».

 Указ Президента РФ № 761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012– 2017 годы», которая определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:

  • …приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия;
  • наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
  • развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
  • организация служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
  • внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, который ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): «… как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».

Статья № 76 УК РФ указывает, что: «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред». То есть примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение судьи).

«Стандарты восстановительной медиации» 2009 года, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. Документ носит рекомендательный характер и является основой для работы медиаторов в школьных службах примирения. Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода. При разработке стандартов учтен опыт работы по проведению программ восстановительного правосудия в различных регионах России в течение 12 лет.

«Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р., данный документ определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечение всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности от семьи до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения защиты прав и интересов детей. Ожидаемые результаты реализации Концепции: – новая, более эффективная система помощи семье и детям, защиты, обеспечения и гарантирования прав и интересов детей всех возрастов и групп, детей, оказавшихся в трудной жизнен- ной ситуации, а также вступивших в конфликт с законом; – эффективная система профилактической и коррекционной работы с детьми, включающая институты социально- психологической помощи ребёнку, совершившему общественно опасные деяния, но не достигшему возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим; – оздоровление психологической обстановки в образовательных организациях в результате внедрения метода школьной медиации; – повышение эффективности работы всех органов и организаций по защите прав и интересов детей, оптимизация их структуры, повышение квалификации всех, кто работает с детьми; – снижение общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений, в том числе повторных, и их последствий для других лиц и общества, уменьшение асоциальных проявлений среди детей и подростков.

«Методические рекомендации по организации служб школьной медиации», направленным письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2013 № BK-844/07, согласно которым для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:

  • информировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;
  • мотивировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;
  • провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;
  • обучить сотрудников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;
  • установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

ДОКУМЕНТЫ для ознакомления

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отчет о проведении Дня здоровья МБОУ СОШ №8

[Скачать]

 

Деятельность МБОУ СОШ № 8 по обеспечению получения образования несовершеннолетними обучающимися

[Скачать]

ОТЧЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

[Скачать

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ/СПИД

[Скачать]

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

[Скачать]

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА

качать]

 

Отчет МБОУ СОШ № 8 о проведении Всемирного дня борьбы со СПИДом

[Скачать]

 

Отчет о проведении Всероссийской акции "Стоп ВИЧ/СПИД"

[Скачать

 

Памятка родителям по профилактике экстремизма

[Скачать]

 

Памятка для родителей "Жестокое обращение с детьми"

[Скачать]

 

Памятка для родителей по профилактике "Терроризма"

[Скачать]

 

Памятки для родителей по профилактике экстремизма и терроризма

[Скачать]

 

 

Профилактика экстремизма в подростковой среде

[Скачать]

 

Информация для родителей и учащихся по теме: Безопасный интернет

[Скачать]

 

 

 

Опыт работы МБОУ СОШ №8 по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся

[Скачать]

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ "САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ"

[Скачать]

 

ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Самый лучший класс»

[Скачать]